Моніторинг інформаційного простору

Доброго дня, шановні колеги!

Що сталося за тиждень:

  1. Нове знеболювальне: у 100 разів сильніше за морфін і не викликає залежності

  2. Пчолкіна: я шокована ініціативою депутатів про закриття аптек

  3. Аптечний законопроект знищить малий і середній бізнес – експерт”

  4. У Радикальній партії виступили проти закриття аптек
  5. Доступні ліки на Луганщині відпускає кожна друга аптека
  6. Не допусти закриття аптек і підвищення цін на ліки
  7. Регламентацією відстані між аптеками нардепи безпідставно обмежують права пацієнтів – Борисенко
  8. Більше 40% українців вважають кількість наявних аптек недостатньою – АМКУ
  9. Новый закон об аптеках: их станет во много раз меньше, а цены в них – выше
  10. Лекарства из крови телят: новый способ выкачивания денег

  11. Лекарства из крови телят: новый способ выкачивания денег

  12. Торжество фуфломицинов. Как украинцы набивают карманы аптекарям

 

Нове знеболювальне: у 100 разів сильніше за морфін і не викликає залежності

Американські дослідники створили ліки, що можуть здійснити революцію в анестезії. Новий знеболювальний препарат набагато ефективніший за морфін, але при цьому не має властивих йому побічних ефектів, у першу чергу – розвитку залежності.

Речовина, про яку йде мова, отримала назву AT-121, вже пройшла випробування на тваринах і показала дивовижні результати.

“Окрім того, вона ефективно блокує потенційне зловживання лікувальними опіоїдами, тому ми сподіваємося, що її можна буде використовувати не лише для лікування болю, а й для боротьби з опіоїдною залежністю”, – розповів професор фармакології Університету Вейк-Форест Мей Чуань Ко, один із розробників нових ліків.

Небезпечне задоволення

Сьогодні лікарські препарати з групи опіоїдів є найбільш ефективним способом анестезії, їх часто застосовують для лікування людей з хронічними захворюваннями різного походження.

Опіоїди впливають на рецептори мозку, що зменшують відчуття болю, але водночас стимулюють так званий центр задоволення. Пацієнти, що приймають опіоїди регулярно, звикають до відчуття насолоди – в них розвивається залежність від препарату.

Отримати таку залежність можна вже після кількох прийомів ліків – особливо з урахуванням того, що анестетики на різних людей по-різному: розрахувати точну дозу знеболювального для кожного пацієнта майже неможливо.

Структура речовиниРечовина AT-121 вже пройшла випробування на тваринах і показала дивовижні результати

У Сполучених Штатах більш ніж 2 мільйони людей зловживають медичними опіоїдами. Минулого року міністр охорони здоров’я США оголосив надзвичайний стан, аби дати раду національній опіоїдній кризі.

Десятиліттями фармакологи намагалися створити речовину, що здатна блокувати біль і при цьому не впливати на центр задоволення. Але це виявилось непростим завданням.

Однак спеціалісти розробили кілька прототипів таких ліків, а новий препарат, здається, став справжнім проривом у цій сфері.

“AT-121 збалансовано об’єднує обидві функції в одній молекулі, ми вважаємо, що це набагато краща фармацевтична стратегія, ніж прийом двох різних препаратів одночасно”, – пояснює Ко.

“Перспективний підхід”

Результати досліджень на тваринах вражають. В резус-макак знеболювальний ефект AT-121 був співставний з морфієм вже під час введення у 100 разів меншої дози.

При цьому він не лише не викликав звикання, а й знижував рівень наркотичної залежності у тварин, привчених до прийому опіоїдів.

игрушка с иголкамиДесятиліттями фармакологи намагалися створити речовину, що здатна блокувати біль і при цьому не впливати на центр задоволення.

Варто зауважити: все це не гарантує, що препарат здійснюватиме аналогічний вплив на людину. Проте така вірогідність доволі велика.

Досвіди над приматами – останній етап перед клінічними дослідженнями на людях. Вчені налаштовані дуже оптимістично.

“Загальні результати вражають, – каже професор фармакології Університету Північної Кароліни Браян Рот. – Це дуже перспективний і багатообіцяльний підхід”.

Якщо клінічні випробування пройдуть успішно, AT-121 зможе продемонструвати ще одну суттєву перевагу над лікарськими опіоїдами.

Під час випробувань препарату на мавпах нові ліки навіть за використання великих доз не призводили до ускладнень з диханням і не спричиняли проблем з діяльністю серця.

А це дає дослідникам надію на те, що передозування не стане серйозною проблемою під час майбутнього використання препарату.

Проте навіть у найкращому випадку новий анальгетик з’явиться в аптеках лише за кілька років: формальне затвердження нових препаратів – процес довгий.

Джерело: bbc.com

Пчолкіна: я шокована ініціативою депутатів про закриття аптек

Замість того щоб знищувати доступність ліків через закриття аптек, депутатам краще зайнятися питанням ліцензування аптечних установ. Про це у коментарі УНН зазначила відома українська телеведуча, голова правління Громадської правозахисної організації “Права людини” Уляна Пчолкіна, коментуючи законопроект №8591 та ймовірні наслідки його ухвалення.

“Я шокована таким законопроектом, і, мабуть, знаючи наших політиків, я думаю тут “заритий якийсь собака”, і, швидше за все, це якісь бізнесові інтереси. Це моє враження як українки.

По-друге – вони б краще врегулювали закони та правила ліцензування аптек, щоб вони були доступними для всіх громадян України. І якщо й закривати аптеки, то лише ті, які не є доступними для маломобільних громадян. Тому що як вони отримують ліцензію, коли вони не доступні для маломобільних громадян – у мене постає питання”, – зауважила Пчолкіна.

Вона на голосила на тому, що проблемами конкуренції на ринку аптечних послуг треба займатися лише тоді, коли усім без винятку громадянам буде забезпечена доступність до аптечного закладу і ліків відповідно.

“Навіть якщо цей закон принесе конкуренцію і вигоду усім – це робити (його ухвалювати – ред.) зараз не на часі. Ви зробіть якісні послуги, а потім вже регулюйте їх (аптеки – ред.) кількісно. Коли почнеться боротьба за якість і виконання аптеками своїх ліцензійних умов – вони самі по собі почнуть закриватися. У нас, наприклад, у будинку відкрилася аптека – зробили абсолютно недоступний пандус, а нам сказали, що і так вже витратили багато грошей на його монтування. Як із цим боротися?” – резюмувала Пчолкіна.

Нагадаємо, у ВРУ зареєстровано законопроект №8591. Серед іншого документ передбачає, що аптеки мають розташовуватися не ближче ніж 500 метрів одна від одної. Також низка положень пропонованого законопроекту може спричинити масове скорочення кількості аптек і здорожчання ліків, попереджають експерти.

Джерело:УНН

 

Аптечний законопроект знищить малий і середній бізнес – експерт

Законопроект №8591 зведе нанівець конкуренцію на аптечному ринку. Про це у своєму блозі написала доктор економічних наук, професор Зоя Борисенко, передає УНН.

Річ у тім, що розробники законопроекту вважають за необхідне, щоб засновники-акціонери аптек були професійними учасниками фармацевтичної діяльності. Задля цього вони повинні мати документ про вищу освіту не нижче другого (магістерського) рівня за спеціальністю “Фармація” та мати сертифікат провізора-спеціаліста, виданий закладом післядипломної освіти, або посвідчення про присвоєння (підтвердження) відповідної кваліфікаційної категорії, нагадує Борисенко.

“Очевидно, що ця вимога є нереальною. Підприємці, які інвестують в певний бізнес, зовсім не обов’язково повинні мати відповідну професійну освіту (металургія, культура, АПК тощо). Вони створюють підприємство, забезпечують його ресурсами, а для здійснення поточної діяльності наймають менеджерів з відповідною освітою. Однак законопроектом встановлюється, що підприємець не може передавати іншій особі (комерційному агенту, управителю тощо) функції управління аптекою. (ст.19-2).

Закріплення завищених освітніх вимог до підприємців, які, вкладаючи свої кошти, прагнуть безпосередньо здійснювати роздрібну торгівлю лікарськими засобами або бути допущеними до організації такої діяльності через механізми корпоративного управління, просто стане суттєвою перешкодою для розвитку конкуренції”, — пояснює експерт.

При цьому документ завдасть нищівної шкоди представникам малого і середнього аптечного бізнесу, попереджає Борисенко.

“Очевидно, що такі необґрунтовані ліцензійні вимоги насправді не дадуть змогу багатьом охочим брати участь у забезпеченні населення ліками. Водночас … малі і середні підприємці постраждають у такій конкуренції”, — підкреслила експерт.

Як писав УНН, законопроект №8591 може спровокувати зникнення аптек в українських селах. Також у разі його ухвалення в України можуть значно подорожчати ліки, попереджають експерти.

За оцінками юриста Едуарда Багірова, документ №8591 суперечить чинному законодавству та руйнує основний принцип ведення підприємницької діяльності.

Джерело: УНН

У Радикальній партії виступили проти закриття аптек

Закривати аптеки за територіальною ознакою – не має жодного сенсу. Тим паче, що така ініціатива законодавців жодним чином не сприятиме вирішенню проблем українців. Про це у коментарі УННзаявив депутат від РПЛ Денис Силантьєв, коментуючи так званий “аптечний” законопроект № 8591, зареєстрований у ВРУ.

“Я не бачу ніякого сенсу в обмеженні кількості аптек. Це не вирішить проблем. У нас є інші великі проблеми, які стосуються ліків, наприклад, підроблені ліки. Ще є велика кількість ліків, які повинні бути безкоштовними. Наприклад, онкологія, ліки для інвалідів, ветеранів війни. Це люди, які не можуть собі дозволити їх купити. Саме за це, до речі, зараз і бореться РПЛ. Плюс – зняття ПДВ та митних зборів, аби ліки були більш доступними. Оце і вирішить ключові проблеми, над цим потрібно працювати.

А те, скільки буде аптек – це не є проблемою. Головне, аби конкуренція була здорова”, – зазначив депутат.

Також, за словами Силантьєва, з метою здешевлення ліків для населення треба не аптеки закривати, а регулювати ціноутворення з боку фармвиробників.

“У нас є багато імпортних ліків, які завозяться з інших країн. Тому держава має контролювати ціноутворення ліків. На скільки я розумію – ціни на ліки формує виробник, аптека є просто реалізатором. У будь-якому випадку на ринку (роздрібної торгівлі ліками – ред.) має бути конкуренція, і аптеки закривати немає жодного сенсу”, – резюмував депутат.

Нагадаємо, законопроект № 8591 передбачає скорочення аптек за територіальною ознакою та пропонує запровадження низки обмежень, спрямованих проти аптечного бізнесу.

Проти ухвалення норм вказаного законопроекту вже висловилися профільні аптечні організації, також – Асоціація інвалідів-спинальників.

Джерело: УНН

Доступні ліки на Луганщині відпускає кожна друга аптека

У програмі “Доступні ліки” на Луганщині беруть участь понад 160 аптек. Про це у відповідь на запит УНН повідомили у Луганській ОДА.

“В урядовій програмі „Доступні ліки“ в Луганській області задіяні 163 аптеки”, — розповіли в облдержадміністрації.

“Вказана кількість аптек є достатньою для забезпечення населення ліками”, — додали в ОДА.

При цьому майже за півтора року дії програми, кількість аптек, що відпускають “Доступні ліки”, зросла на 5,8%.

“У квітні 2017 року їх (аптек — ред.) було 154″, — підкреслили в облдержадміністрації.

Всього на території Луганської області діє 374 аптеки.

“Тобто у вищезазначеній програмі (“Доступні ліки” — ред.) бере участь кожна друга аптека“, — розповіли в ОДА.

Як писав УНН, депутати хочуть закрити сотні аптек по Україні і позбавити підприємців права розвивати мережевий аптечний бізнес. Такі ініціативи містить у собі нещодавно зареєстрований законопроект під №8591.

Зауважимо, що сьогодні роботу програми “Доступні ліки” забезпечують понад 8 тис. аптек по всій країні.

Експерти ж попереджають, що наміри законодавців штучно переформатувати аптечний ринок шляхом заборон та обмежень ставлять під загрозу існування урядової програми в цілому.

Джерело: УНН

Не допусти закриття аптек і підвищення цін на ліки

Петиція до Уряду України, Прем’єр-міністра В. Гройсмана та законодавців

Ми, громадяни України, схвильовані намірами окремих народних депутатів України прийняти новий законопроект про закриття аптек в країні.

Скорочення кількості аптечних закладів передбачено документом Верховної Ради – № 8591.
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=64412

У разі ухвалення такої ініціативи буде зруйновано принципи доступності ліків для українців, зокрема, людей похилого віку, а також мешканців віддалених від центрально-міських районів та обласних центрів міст і селищ.

Ми також переконані у тому, що Уряд не повинен допустити масового закриття аптек у сільській місцевості (а це також передбачено депутатським законопроектом).

Під ризиком зриву через наміри депутатів ухвалити законопроект № 8591 опиняється і програма Уряду «Доступні ліки», яка сьогодні полегшує життя багатьох хворих українців і пенсіонерів, зокрема.

Більше того, якщо в Україні почнуть закриватися аптеки, то ціни на ліки різко зростуть – через руйнування конкуренції та відсутність альтернативи.

Тож, просимо Кабінет Міністрів України, Прем’єр-міністра України Володимира Гройсмана, Міністра охорони здоров’я України Уляну Супрун та народних депутатів України не допустити звуження прав українців:

– Не допустити закриття аптек
– Не допустити подорожчання ліків
– Не допустити прийняття у Парламенті відверто лобістських законодавчих ініціатив, які часто мають на меті збагачення окремих олігархів за рахунок хворих та немічних громадян нашої держави

Також, просимо, запропонувати на розгляд Парламенту інший законопроект на заміну проекту # 8591 (за потреби) у сфері ліків, який би захищав інтереси пацієнтів, а не доходи фармацевтичної мафії.

Петиція №

Дата початку збору підписів: 

До кінця збору підписів залишилось: 

Автор: Головко Марія Семенівна

Також: УНН

Регламентацією відстані між аптеками нардепи безпідставно обмежують права пацієнтів - Борисенко

Законопроект №8591, який ЗМІ називають “аптечним” безпідставно обмежує права вітчизняних споживачів. Про це у своєму блозі написала доктор економічних наук, професор Зоя Борисенко, передає УНН.

Депутати переконані, що на аптечному ринку має місце явище надмірної конкуренції, пише Борисенко.

“Тому для усунення такої конкуренції і пропонується встановити раціональну відстань між аптеками у 500 метрів, що „враховує інтереси маломобільних груп населення та громадян похилого віку, а також інтереси пацієнтів лікувально-профілактичних закладів“. Тобто, очевидно, автори вважають, що таким споживачам задля пошуку більш дешевих або відсутніх ліків простіше пройти відстань до іншої аптеки, яка обов’язково має перевищувати 500 м”, — розмірковує експерт.

Однак, окрім погіршень для споживача, таке нововведення буде невигідним і для підприємців, продовжує Борисенко.

Йдеться, в першу чергу, про тих бізнесменів, хто має намір інвестувати свої кошти в Україну, створювати робочі місця і покращувати умови придбання ліків, пояснює вона.

“Не зрозуміло, чому чиновник має визначати за них місце розташування бізнесу. Якщо бізнесмен, який знає, що в даному місці вже працює конкурент, але впевнений, що зможе запропонувати споживачу кращі умови, все ж таки вирішує створити тут свій аптечний заклад, то чому законодавці та чиновники мають встановлювати йому якісь незрозумілі перешкоди. Тому це насправді виглядає як безпідставне обмеження прав підприємців та перешкоджання розвитку конкуренції”, — наголошує експерт.

Тож показник відстані 500 метрів авторами законопроекту нічим не обґрунтований, резюмує Борисенко.

“Більше того — його пропонується застосовувати до всіх випадків видачі відповідних ліцензій, незважаючи на відмінності густо- і малонаселених регіонів, транспорту та інших регіональних особливостей. У пояснювальній записці, крім загальних фраз, з цього питання немає ніяких розрахунків, не наводяться конкретні прийнятні аргументи”, — наголосила вона.

Нагадаємо, йдеться про законопроект, який зареєструвала група народних депутатів у липні поточного року. Серед іншого, вказаний документ передбачає закриття сотень аптек по Україні за територіальним принципом.

Також документ передбачає цілковите руйнування аптечних мереж, що, у свою чергу, призведе до зростання цін на лікарські засоби, до знищення цінової конкуренції та до посилення впливу фармвиробників на процес формування кінцевої ціни фармпродукції та ліків.

Джерело: УНН

Більше 40% українців вважають кількість наявних аптек недостатньою - АМКУ

Нині в Україні працює більш ніж 22 тис. аптек та аптечних пунктів. Їх кількість щорічно зростає майже на тисячу. Про це у своєму блозі написала доктор економічних наук, професор Зоя Борисенко, передає УНН.

Із посиланням на дані опитування Антимонопольного комітету, експерт зауважила, що 41% від кількості респондентів вважають наявну кількість аптечних закладів недостатньою.

“До того ж загальновідомо, що більшість споживачів не задоволені постійним суттєвим зростанням цін на лікарські препарати. В умовах зубожіння населення люди змушені відмовлятися від їх придбання. А це призводить до підвищеної смертності. Особливо у сільських районах”, – написала Борисенко.

Тому, як пояснила експерт, наміри нардепів ввести обмеження щодо кількості аптек в одного підприємця будуть не на користь конкуренції та добробуту людей.

“Що стосується встановлення бюрократичних обмежень на кількість об’єктів торгівлі, які має намір відкривати підприємець, то не зрозуміло чому, на думку авторів законопроекту (мова про документ №8591, зареєстрований у ВРУ – ред.), фізична особа-підприємець має право здійснювати торгівлю лікарськими засобами лише через одну аптеку, а юридична особа не більше ніж через чотири аптеки включно з їх структурними підрозділами, що мають бути розташовані в межах лише однієї області України. При цьому юридична особа, що, крім того, виготовляє лікарські засоби в умовах аптеки або здійснює діяльність, пов’язану з обігом наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів, може здійснювати свою діяльність не більше ніж через вісім аптек включно з їх структурними підрозділами, що мають бути розташовані в межах лише однієї області України.

Ніяких обґрунтувань саме таких кількісних обмежень у законопроекті не наводиться. Зокрема слід нагадати, що області України дуже відрізняються за чисельністю міського та сільського населення, доступністю до транспортної інфраструктури та інших факторів, що впливають на можливості споживачів придбавати ліки. Очевидно такі бюрократичні перешкоди підприємництву та споживачам ліків будуть не на користь конкуренції та добробуту людей”, – наголосила вона.

Нагадаємо, йдеться про законопроект, який зареєструвала група народних депутатів у липні поточного року. Серед іншого, вказаний документ передбачає закриття сотень аптек по Україні за територіальним принципом.

Також документ передбачає цілковите руйнування аптечних мереж, що, у свою чергу, призведе до зростання цін на лікарські засоби, до знищення цінової конкуренції та до посилення впливу фармвиробників на процес формування кінцевої ціни фармпродукції та ліків.

Джерело: УНН

Новый закон об аптеках: их станет во много раз меньше, а цены в них – выше

В первые дни новой сессии Верховная Рада непременно попробует рассмотреть законопроект о внесении изменений в действующий закон «Про лікарські засоби» от 04.04.1996 № 123/96-ВР.

Речь идет о кардинальном изменений условий работы аптек. Внесли этот законопроект № 8591 от 12.07.2018 несколько депутатов – Ирина Сысоенко (Самопомич), а также Александра Кужель, Елена Кондратюк (обе – Батькивщина), Олег Мусій (внефракционный), Ольга Богомолец, Ирина Геращенко (обе – БПП), Александр Данченко, Анна Романова (оба – Самопомич), Тарас Кремінь (Народный фронт), Андрей Шипко (Видродження). Первое имя – запомним, все остальные – это, скорее, дань процедуре, а вот г-жа Сысоенко и является реальным промоутером этого законопроекта, она же и назначена докладчиком при его рассмотрении в Раде.

Так, о чем же законопроект? Если вкратце, то о том, как угробить конкуренцию на аптечном рынке. И, как следствие, сделать в аптеках цены выше, медикаменты менее доступными, а возможность добежать до ближайшей из них – спортивным достижением. И все это в результате монополизации рынка, хотя в названии законопроекта сказано, что цель его противоположная – борьба за конкуренцию и права пациентов. Начнем разбираться.

Минимум 500 метров между аптеками

Авторы законопроекта льют крокодиловы слезы – им не нравится, что у нас в городах много аптек, что нам не приходится метаться между ними в поисках препарата, покрывая километры пешком или в набитых маршрутках. В законопроекте есть норма о том, что лицензия на розничную торговлю лекарственными средствами не выдадут, если «в день подачи заявления о выдаче лицензии расстояние по прямой линии от места запланированного расположения аптеки до ближайшей аптеки составляет менее 500 метров».

Ерунда, говорите? Пенсионеры дотопают? Возможно, но для старого человека каждые лишние сто метров, да через дорогу, да по осенней – зимней слякоти – это испытание похлеще марафона. Помимо пожилых людей пострадают лица с ограниченными возможностями – инвалиды.

Вот что говорит глава Ассоциации инвалидов – спинальников Украины Иван Марусевич: «Я не вижу никакой целесообразности в ограничении числа аптек… Нет лишних аптек ни в городе, ни в сельской местности. Есть села, даже в Киевской области, где по одной аптеке осталось. И почему именно 500 метров нужно идти до аптеки?! Мы, наша ассоциация, готовы обратиться с письмом в профильный комитет Верховной Рады о нецелесообразности этих ограничений. Как в результате предлагаемых мер улучшится обслуживание людей? Вместо пяти человек в очереди будут стоять десять, и не каждый, кто сможет добраться до аптеки, сумеет выстоять ту очередь».

Но это не все: норма о «500 метрах» ликвидирует возможность открывать новые аптеки, что оставит рынок без конкуренции. Останутся крупные государственные и муниципальные аптечные сети. И немногочисленные разрозненные отдельные аптеки, не входящие в сети. Почему немногочисленные? А это – отдельный вопрос.

Гильдия аптекарей, не иначе

В действущем законе о регулировании торговли лекарствами(тот самый «О лекарственных средствах» от 04.04.1996 № 123/96-ВР) есть разумные требования к квалификации персонала и материально – технической базе. Собственно, согласно этим требованиям украинские аптеки работают уже лет двадцать. И никаких громких скандалов по поводу отсутствия квалификации у аптекарей не было.

Но авторы законопроекта решили, что заниматься аптекарским бизнесом в качестве собственников аптек могут только фармацевты. Так и сказано: «…иметь документ о высшем образовании не ниже второго (магистерского) уровня по специальности «Фармация» и… иметь сертификат провизора – специалиста, выданный учреждением последипломного образования, или удостоверение о присвоении (подтверждении) соответствующей квалификационной категории». Это требование вполне резонно по отношению к руководителю аптеки. Но какой смысл требовать этого от частного предпринимателя, которому принадлежит бизнес? А тем более, какой смысл требовать этого от учредителей юридического лица, которое претендует на аптекарскую лицензию?

Никакого нет смысла в этом, если конечно, не поставить целью монополи-зацию рынка, закрытие «лишних» аптек и прочие антиконкурентные действия. Конечно, закроются не все – какие-то по дешевке купят крупные сети, чтобы присутствовать там, где им нужно.

Скажете, что ничего страшного – образованные фармацевты откроют новые аптеки вместо закрытых? А вот и не смогут – потому что задумано ограничение «не ближе 500 метров к действующей аптеке».

Больше восьми в одни руки не давать

Из очевидно непроходных норм в законопроекте – запрет иметь на одном юридическом лице более 8 аптек, если они занимаются изготовлением препаратов на месте, либо не более 4 аптек, если этой функции в них нет. И еще – все одного юрлица должны быть расположены в пределах лишь одной области Украины. Правда, это ограничение предложено не распространять на аптечные сети, принадлежащие государству, или находящиеся в коммунальной собственности. Видимо, те не так страшны, как частные аптечные сети.

Так выходит, что дело ведут к тому, чтобы монополизировать рынок в интересах государственных или коммунальных фармацевтических сетей? Навряд ли. Уж очень это дико выглядит. Эта норма жестко и прямо конфликтует с конституционными нормами, которые декларируют равенство видов собственности и право заниматься бизнесом. И, конечно, эта норма конфликтует с обязательствами Украины в Соглашении об ассоциации. Потому что ничего похожего в ЕС и близко нет.

Очевидно, что вот эта, наиболее одиозная норма будет сброшена в процессе рассмотрения, чтобы прошли остальные – не менее одиозные, но для разработчиков действительно ценные.

А откуда ноги растут?

В пояснительной записке авторы законопроекта аргументируют предложенные нормы тем, что нужно бороться с монополизмом, лелеять конкуренцию – якобы, ради обеспечения экономической конкуренции. Но тут же ссылаются на то, что аптек слишком много, что они слишком увлекаются ценовой конкуренцией – собственно, а почему это плохо для потребителей? Авторы договорились в пояснительной записке даже до того, что в аптеках нынче имеются «ограничения предложения наиболее доступных препаратов или тех, что предназначены для лечения орфанных заболеваний». По поводу «орфанных» – это для специалистов вообще смешно, лекарства для редких заболеваний потому и для редких, что они нужны очень ограниченному кругу потребителей. И потому реализуются через ограниченный круг аптек, в том числе, по программам государственной поддержки таких пациентов.

Вся эта словесная дымовая завеса поставлена для того, чтобы протолкнуть одиозные нормы, которые, как видим, приведут к монополизации аптечного рынка. А каковы последствия монополизации – очевидно: рост цен, жесткое раздражение пожилых потребителей в связи с усложнением доступа к аптечным учреждениям.

Механизм монополизации аптечного рынка будет выглядеть еще и так: доминирование производителей и поставщиков. Дело в том, что сейчас аптечные сети жестко конкурируют между собой, но при этом они ввиду своих размеров могут активно и результативно торговаться с производителями и поставщиками по поводу цен и условий поставок медикаментов. Как только сети в угоду новому законопроекту разрушат, на рынке наступит хаос: оставшиеся одиночные игроки будут иметь слабые позиции, им производители и поставщики будут без особых затруднений выкручивать руки. Цены будут расти, ассортимент – сужаться. И то, и другое есть непременное следствие диктата поставщиков и производителей.

И напоследок – о главном авторе законопроекта. До своего избрания в Верховную Раду Ирина Сысоенко занималась юридическим бизнесом вместе с ее коллегой Еленой Бабич в юридической фирме «Бабич, Сысоенко и партнеры». Специализировались коллеги помимо прочего, на обслуживании клиентов из сферы медицинского и фармацевтического бизнеса. Но после избрания в Раду Ирина Сысоенко продолжать заниматься юридической практикой больше не имела права, а ее коллега преобразовала совместный бизнес в фирму «Адвокатское бюро Елены Бабич». Они даже место расположения офиса не поменяли.

Г-жа Бабич не особо стесняется публично презентовать себя в роли эксперта – медицинского юриста – на различных публичных мероприятиях, ну и в качестве юриста, специализирующегося на аптечной деятельности даже по телевидению – например, в 2016 году она выступала на 1+1.

Все эти обстоятельства создают основания для опасений в том, что активность г-жи Сысоенко может смахивать на имеющие признаки конфликта интересов. Интересно, что в пояснительной записке она об этом возможном конфликте интересов не упоминает.

И о «европейской практике»

В пояснительной записке г-жа Сысоенко при обосновании предложенных ограничений активно ссылается на европейские практикирегулирования аптечного рынка. И такие практики действительно есть. Вот только в ЕС от них активно отходят, проводя дерегуляцию и реальную демонополизацию.

Вот пример Италии – пятого по масштабам фармрынка. Из 17,8 тыс. аптечных учреждений, действовавших в Италии в 2011 году, около 16,5 тыс. принадлежали частным лицам, а 1,5 тыс. находились в муниципальной собственности. Там частник мог владеть только одной аптекой, будучи фармацевтом. Лицензии на этот вид деятельности передавались из поколения в поколение и стоимость вхождения в такой бизнес очень высока, что привело к низкому уровню конкуренции на рынке аптечных продаж. Количество аптек ограничено нормативными документами. Даже парааптеки имеют право открывать только сертифицированные фармацевты.

Поэтому в Италии были очень высоки наценки – рентабельность составляла 15% против среднего по ЕС показателя 8,1%(данные  отчета «Italy Pharmaceuticals and Healthcare Report 2011»). И если в ЕС в среднем доля аптеки в розничной цене составляет около 19,2%(данные The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations, отчет за 2017 год), то в Италии – 26,7%(данные за 2011 год, до проведения дерегуляции). Разумеется, столь высокий уровень наценок был обусловлен монополизацией рынка и дефицитом аптечных учреждений.

Важно, что в 2010-2012 годах в Италии начался процесс демонополизации аптечного рынка, так как государственный бюджет столкнулся с неприемлемо высокими затратами на компенсацию стоимости лекарственных средств. 20 января 2012 г. правительство Италии во главе с премьер-министром Марио Монти (Mario Monti), инициировало законопроект, который привел к дальнейшему дерегулированию аптечного сегмента и росту числа аптек на треть. Закон предусматривал увеличение количества лицензий, выдаваемых местными властями на открытие аптечных учреждений, а также разрешил парааптекам продавать некоторые рецептурные препараты.

На этом либерализация не закончилась: в соответствии с Законом № 124 от 4 августа 2017 года, вступившим в силу 29 августа, итальянский парламент преставил меры, которые либерализуют розничный аптечный сектор Италии, с целью стимулирования конкуренции.

Корпоративные компании ( società di capitale ) теперь имеют право владеть частными аптеками и обладать необходимыми лицензиями для управления аптечным бизнесом. Отменено требование, чтобы управляющий директор аптеки (лицензированный фармацевт) был одним из ее владельцев. Каждому владельцу аптеки (включая юридические лица) будет разрешено прямо или косвенно контролировать (как определено итальянским законодательством) не более 20% аптек в данном регионе или автономной провинции. Производителям лекарственных средств запрещено участвовать в любом аптечном бизнесе в Италии. Вот такая европейская практика.

Джерело: Кореспондент

 

Лекарства из крови телят: новый способ выкачивания денег

Нейропротекторы, которые делают из крови телят, – один из самых популярных и прибыльных способов выкачивания фармкомпаниями денег из карманов пациентов. Об этом говорится в докладе по итогам исследования, проведенного при поддержке международного фонда “Возрождение”.

Как отметил один из авторов исследования д-р Е.Гончар, последние несколько лет в ТОП-10 наиболее популярных лекарственных средств по количеству проданных упаковок в аптеках , которые не обладают доказанной эффективностью, являются препараты, которые содержат депротеинизований гемодериват из крови телят.

Как заявляет производитель (компания Takeda, Япония), основной действующий компонент Актовегина – депротеинизированный гемодиализат крови телят, то есть кровь, лишенная белков и других относительно крупных, больше 5 килодальтон, частиц. Эта смесь якобы призвана улучшать синтез аденозин-трифосфорной кислоты, запасая энергию в “клеточных электростанциях”, митохондриях, и стимулировать потребление клетками кислорода.

Что же говорят об Актовегине иностранные специализированные издания?

Обзор из журнала Diabetes Obesity & Metabolism сообщает, что по результатам заключительной III-й фазы клинических испытаний, Актовегин не смог получить одобрения регуляторным органом США по лекарствам FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, Food and Drug Administation) и Европейской медицинской комиссией из-за сомнительной эффективности.

Кокрановское сообщество, которое является наиболее авторитетным в области исследования эффективности лекарств, содержит целых 45 исследований Актовегина. Однако опубликован всего 1 обзор, согласно которому проводившееся исследование недостаточно объективно из-за слишком маленькой выборки и слишком легкого состояния пациента.

Кое-какую ясность в “эффективность” Актовегина внес допинговый скандал, разразившийся в 2000-м году на велогонке тур де Франс. Тогда нескольких его участников, включая победителя гонки Лэнса Армстронга, обвинили в применении Актовегина. Однако вскоре обвинения были сняты из-за… недостаточной эффективности данного препарата. То есть, раз депротеинизированный гемодиализат крови телят не помогает хоть как-то улучшить показатели спортсменов, то лекарство на его основе нельзя считать допингом.

Не стоит забывать, что Актовегин является генериком, или аналогом другого препарата на основе крови телят – Солкосерила (компания МЕДА, Швейцария). Последний дважды попадал в поле зрения Кокрановской библиотеки. Как говорится в одном из них, эффективность Солкосерила является неубедительной при наружном применении. То же было сказано и о препаратах на основе L-карнитина, изоксуприна, аргинина бутирата и RGD-пептидов.

Другой обзор касался применения Солкосерила, галактозы, глюкозы и карнитина для улучшения роста плода у беременных. Исследователи сделали вывод, что не существует доказательств о том, что данные препараты хоть как-то помогают решить указанную проблему.

Судебная история с приговором 51-летнему Э.Галеа поставила точку на возможности регистрации в США не только Актовегина, но и препаратов на основе белка животных вообще. Как выяснилось в результате судебной проверки, существует опасность заражения прионными болезнями в результате их применения. У коров таким опасным заболеванием является губчатая энцефалопатия (“коровье бешенство”), заражение которым вызывает у человека болезнь Крейцфельда-Якоба. В результате ее происходит дегенерация нервных тканей , причем даже легкая форма этого заболевания приводит к 85% смертности, тяжелая же форма гарантированно приводит к летальному исходу.

После вспышки этого заболевания в Канаде и в США в 2009-м году эти страны наложили полный запрет на производство, ввоз и назначение лекарств, в которых содержатся компоненты животного происхождения, в которых может содержаться прионный белок. А Актовгин и Солкосерил являются именно такими препаратами.

Лекарства из крови телят: новый способ выкачивания денег

Как видим, подобные заокеанские запреты нисколько не смущают отечественных любителей наживы и они продолжают с легким сердцем выписывать и продавать подобные лекарства с недоказанной эффективностью, зарабатывая миллионы долларов на неосведомленности и доверчивости наших граждан.

Джерело: Обозреватель

Торжество фуфломицинов. Как украинцы набивают карманы аптекарям

В прошлом году на покупку лекарств граждане страны потратили почти в десять раз больше денег, чем Минздрав

В 2017-м на покупку лекарств в аптеках украинцы потратили 53,6 млрд грн. Для сравнения: на централизованные закупки МОЗ в прошлом году было выделено 5,9 млрд грн, а госпитальные продажи (закупки лекарств медучреждениями) составили 4,38 млрд грн. Это данные исследования Центра противодействия коррупции, проведенного при поддержке фонда “Возрождение”. Но украинцы не просто тратят в аптеках почти в десять раз больше денег, чем весь Минздрав. Они активно покупают лекарства с недоказанной клинической эффективностью. Говоря словами доктора Комаровского, “фуфломицины”. Согласно данным исследования, на такие препараты ушла почти четверть средств, которые украинцы отнесли в аптеку. То есть, почти 14 млрд грн.

Такие препараты медики часто называют пустышками. Хотя и признают, что иногда  “фуфломицины” помогают. Правда, не так вылечить пациента, как успокоить. К примеру, украинские медики выписывают такие препараты при простудах — просто потому, что пациенты не желают слышать о том, что ОРВИ не надо лечить при помощи лекарств. Если сказать заболевшему, что достаточно пить много воды и через неделю болячка уйдет, он почти наверняка сочтет доктора балбесом и побежит в аптеку закупать антибиотики в промышленных масштабах. А от них вреда будет куда больше, чем от того же “фуфломицина”.

Препараты с недоказанной эффективностью не рекомендованы для основного лечения множеством медицинских институций, включая Всемирную организацию здравоохранения. Кроме того, в большинстве стран мира существуют протоколы лечения, в каждом из которых указано, какие препараты назначать при том или ином заболевании. Лечить не по протоколам запрещено, а каждый препарат обязательно проходит проверку на эффективность — в условиях страховой медицины выбрасывать деньги налогоплательщиков на пустышки никто не рискует.

В Украине лишь несколько лет назад приняли Национальный перечень основных лекарственных средств. А практика использования международных протоколов лечения только-только начинается.

Сегодня в Украине зарегистрировано около 13000 наименований лекарственных средств. Однако разные лекарства могут иметь одно и то же действующее вещество. Тот же парацетамол выпускается в разных формах и разными компаниями, так что цена на него может отличаться в разы. Всего в стране зарегистрировано 1500 действующих веществ. Именно их должны указывать в рецепте доктора, а дальше пациент сам должен решить, хочет он купить лекарство за 9 грн или 99 грн.Примечательно, что самые дорогие из списка препаратов с недоказанной эффективностью — гомеопатические средства. По данным исследования, если средняя стоимость лекарства растительного происхождения составляет около 41 грн, то гомеопатического препарата — 186 грн. Суть гомеопатии в том, что человеку дают сильно разведенные препараты, которые у здоровых людей якобы вызывают симптомы, схожие с симптомами болезни пациента. Проще говоря, суть в принципе “подобное лечится подобным”. Официальная медицина гомеопатию давно называет лженаукой — клинические исследования эффективность таких методов не подтверждают.

Крестовый поход против гомеопатии в Украине возглавила и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун. Она подчеркивает, что доказательств эффективности такого метода лечения нет, между тем увлечение гомеопатией может иметь плачевные последствия — к примеру, когда с ее помощью пытаются излечиться от тяжелых болезней, упуская драгоценное время. Однако согласно украинскому законодательству при регистрации гомеопатических препаратов фармкомпании не должны доказывать их эффективность.

Примечательно, что из 10 самых популярных в украинских аптеках препаратов четыре относятся именно к лекарствам, чью эффективность официальная медицина считает недоказанной. Несколько лет подряд лидерство удерживает нейропротектор “депротеинизированный гомодериват из крови телят”. Проще говоря — вытяжка из телячьей крови. Несмотря не то, что этого препарата нет в международных протоколах лечения, в Украине его используют даже при таких тяжелых заболеваниях, как инсульт. Впрочем, в Украине вообще с пиететом относятся ко всяким протекторам, которые якобы защищают и регенерируют отдельные органы и системы организма. Так, в прошлом году украинцы потратили на нейропротекторы и ноотропы 2,6 млрд грн, гепатопротекторы — 1,1 млрд грн, кардиопротекторы — 0,9 млрд грн, хондропротекторы — 0,5 млрд грн. При этом ни в ЕС, ни в США о целебных свойствах всяческих “протекторов” практически не слышали.

Почему же рынок “фуфломицинов” в стране процветает? Эксперты называют три причины: недоверие к медицине, самолечение и неконтролированная реклама медикаментов. Ведь всем известно, что за списком лекарств нужно идти не к врачу, а прямиком в аптеку к фармацевту, который точно что-то посоветует. А еще лучше — проконсультироваться с родственниками и бабой Маней под подъездом — те то уж точно знают, что наверняка поможет. К тому же, реклама всевозможных лекарств по телевизору и в газетах вселяет во многих людей уверенность в том, что без консультации врачей спокойно можно обойтись — в прессе ж плохого не посоветуют. В итоге, согласно статистике Министерства здравоохранения, 69% украинцев занимаются самолечением. Немалую роль в популярности “фуфломицинов” играет и тот факт, что большинство лекарств в Украине все еще можно купить без рецепта. Тем более, что в рекламе пустышек зачастую акцентируют на их “натуральности” и “природности”.Заходи и затаривайся!

Кроме того, масла в огонь подливают и сами врачи, многие из которых получают определенное вознаграждение от фармкампаний за то, что выписывают пациентам пустышки. Либо же выписывают “фуфломицины” для того, чтобы пациент не удумал заняться самолечением. Медиков, которые взывают к голосу разума и призывают отказаться от использования препаратов, чья эффективность не доказана, и коллеги, и пациенты зачастую считают чуть ли не вредителями. Всем ведь известно, что если простуду не лечить, она проходит за семь дней, а если лечить — за неделю.

Джерело: ukrrudprom.com