Ціна таблетки. Як знизити ціни на ліки і не розвалити ринок?

Багато аптек закриються, а з решти зникне майже 30% всього асортименту – все, що не належить до ліків і наркотичних речовин. Тобто, в аптеці не можна буде купити БАДи, до яких належать вітаміни і лікувальні трави, вироби медичного призначення – а це шприци, вата, лейкопластир і інші, лікувальну косметику, воду тощо.

Именно таковы будут последствия принятия законопроекта №8591 “О внесении изменений в Закон Украины “О лекарственных средствах”, который должен был рассматриваться 6 ноября Комитетом ВР по здравоохранению и рекомендоваться для рассмотрения парламентом в первом чтении.

Об этом журналистам рассказали на проходившей на днях пресс-конференции участники украинского аптечного рынка. Основной месседж всех выступающих – законопроект направлен на перераспределение и разрушение аптечного ритейла. Возможно, парламентарии прислушались к мнению экспертов: законопроект вернули его инициаторам на доработку. Тем не менее, риск сохранения в нем даже наиболее одиозных новелл остается.

Собственно, цель документа благая – сделать лекарства более дешевыми, предотвратить появление сетевых аптечных монополий, а сами аптеки “повернуть лицом” к людям, чтобы они не только гнались за прибылью, а оказывали услуги населению как учреждения здравоохранения.

Задачка, прямо скажем, под силу либо тоталитарному государству, либо развитому капиталистическому обществу. За годы Независимости ее пытались решить множество раз. Но, к сожалению, дальше популистских лозунгов дело не пошло. Лекарства как были дорогими, так и остались, в том числе, и отечественного производства.

Все потому, что никто никогда даже не пытался посягнуть на “святое” – отпускную цену производителя. Многие замечали, что одно и то же лекарство в разных аптеках может отличаться в цене на 50-100 грн. Зависит это от того, по какой цене удалось договориться с производителем.

У нас сегодня жестко регулируется вся цепочка наценок – и производителя, и аптеки. Не регулируется и не фиксируется только цена производителя, который может устанавливать ее исходя из своих маркетинговых оценок, а также менять в любой момент времени. Поэтому все попытки урезать “пирог” аптекам, как и раньше, приведет лишь к временным мерам и никак не повлияет на цены в дальнейшей перспективе.

…Рядом с моим домом в 5 минутах ходьбы расположены 3 аптеки – одна сама по себе, две другие – сетевые. Если оказывается, что в них нет нужного лекарства, то можно пройти чуть дальше и заглянуть в несколько аптек в соседнем микрорайоне. Как правило, чтобы обойти около десятка аптек и найти искомое, в столице понадобится не более часа. На языке чиновников это называется “хорошая физическая доступность препаратов”.

С финансовой точки зрения все сложнее – даже при такой конкуренции цены на многие лекарства зашкаливают. При том, что за рубежом на многие лекарства, продающиеся в наших аптеках, цена ниже. В новом законопроекте речь также идет о снижении цен на лекарства, но для этого депутаты предложили… уменьшить число аптек!

В документе содержится еще много новаций, которые, по мнению экспертов рынка, не только не снизят цены, а, наоборот, приведут к их росту, а также к полнейшему хаосу на рынке.

Итак, что же предлагается в законопроекте? Поговорим лишь об основном. Во-первых, аптек должно стать меньше: от одной до другой должно быть не менее 500 метров. Авторы считают, что это улучшит конкуренцию (!) на рынке и разрушит монополии аптечных сетей. Мол, крупные сети поглощают маленькие аптеки, а затем диктуют свои ценовые условия дистрибьюторам и ассортимент покупателям, из-за чего в стране нет многих нужных препаратов.

При этом ФЛП может владеть только одной аптекой, а юридическое лицо – не более чем четырьмя, либо, если аптеки сети занимаются изготовлением лекарств – не более чем восемью. К тому же, владельцы аптек не имеют права заниматься больше никакой деятельностью, кроме как продажа и изготовление лекарств в условиях аптеки. Эксперты рынка предрекают исчезновение аптек в сельской местности – крупные сети там работают в лучшем случае без убытков, но при введении ограничений наименее прибыльные точки будут закрыты. ФЛП же не смогут содержать полноценные аптеки, особенно в отдаленных районах.

Главным объектом нападок сторонников законопроекта стали так называемые маркетинговые договоры, которые выплачивает аптеке производитель за то, что она принимает на реализацию препарат и выставляет его на видное место. Но такие договоры действуют во всем ритейле и абсолютно законны. Депутаты считают, что именно эти договоры являются основной причиной высоких цен на лекарства.

Также в документе указано, что каждый владелец аптеки в обязательном порядке должен иметь фармацевтическое образование. Мол, тогда он будет соблюдать профессиональные нормы управления аптеки, и не будет работать как обычный розничный магазин, для которого главное – это прибыль. В результате, по мнению депутатов, улучшится качество обслуживания граждан, аптеки станут “полноценными” учреждениями здравоохранения, в них можно будет не только купить лекарства, но и измерить давление, уровень глюкозы и так далее.

В Министерстве здравоохранения Украины, которое заявило о готовности поддержатьзаконопроект, утверждают, что резкого закрытия аптек не будет – мол, поначалу новые требования будут распространяться лишь на открытие новых. Владельцам аптек буден дан срок на приведение своей деятельности к нормам закона, в том числе, на получение фармацевтического образования.

Однако представители аптечного ритейла утверждают, что сегодня нормам этого законопроекта не соответствует 90% рынка. Смена собственности, дробление, закрытие аптек создаст хаос, нарушит нормальное снабжение населения лекарствами. И несмотря на то, что документ содержит дискриминационную норму – его действие не распространяется на коммунальные и государственные аптеки, таковых осталось не так много, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение.

Еще одним результатом принятия законопроекта может стать увольнение 45-50 тыс. сотрудников аптек.

Более того, участники рынка отмечают, что само наличие такого документа в парламенте негативно влияет на рынок: банки начинают отказывать в кредитах, поставщики уменьшают время отсрочки по оплате товара. Это может уже очень скоро привести к уменьшению оборотных средств в аптеках и сокращению ассортимента.

Подробнее о новациях законопроекта, а также о том, как снизить цены на лекарства в аптеках, рассказывает глава Аптечной профессиональной ассоциации Украины Владимир Руденко:

Ціна таблетки. Як знизити ціни на ліки і не розвалити ринок? 01

– Законопроект вводит жесткое регулирование рынка, возможно даже, антиконституционное и рейдерское по отношению к аптекам. Мы изучили зарубежный опыт, и я могу констатировать: в большинстве стран Европы подобного регулирования ведения аптечной деятельности нет. Да, есть европейские документы, которые носят рекомендательный характер. Но каждая страна определяет сама, как вести бизнес в той или иной сфере. Сегодня из 28 стран ЕС только 25% ввели особые условия открытия или аптек. Во всех остальных законодательство очень похоже на украинское – владельцем может быть кто угодно, но руководитель аптеки обязательно должен иметь фармацевтическое образование. Плюс в большинстве стран нет ограничений по количеству аптек в сети.

Если говорить об образовательном цензе для учредителей компаний, который вводится данным документом, то он, в том числе, бьет по инвестиционной привлекательности страны. Особенно, если учесть, что сегодня многие зарубежные инвесторы вложили свои деньги в развитие в Украине аптек и аптечных сетей. Каким образом их можно будет заставить привести свою деятельность в соответствие с условиями данного законопроекта?

– Насколько большие у нас аптечные сети и есть ли среди них монополисты рынка?

– У нас есть аптечные сети, которые насчитывают от 10 до 50 аптек, есть 100-200, есть больше. Однако это небольшие локальные сети объединяют около 10 тысяч аптек из 20, действующих в Украине. О каких ограничениях мы можем сегодня говорить? Кого мы хотим закрыть и кому запретить вести такой вид деятельности?

По информации синдикативной базы данных “Axioma”, самая большая аптечная сеть занимает всего около 11% рынка. ТОП-3 крупнейших сетей занимают 23,6%, а ТОП-100 – 76% розницы. При этом, отдельным аптекам и аптечным сетям, в составе которых до 10 аптек, принадлежит 46% торговых точек. Где же тут монополизм?

– В документе содержится и норма, предусматривающая минимальное расстояние между аптеками в 500 метров.

– По мнению законодателей, аптек сегодня много, и они друг другу мешают. А вот по мнению АМКУ, выводы которого мы получили, это, наоборот, здоровая конкуренция. Она заставляет аптеки конкурировать за покупателя, предлагать лучшие условия, цены, ассортимент. Поэтому такие предложения депутатов, на мой взгляд, могут привести к монополизации локальных рынков.

Если сегодня в каком-то месте стоит рядом три аптеки, то, по мнению законодателей, из них должна остаться только одна. Простой вопрос – кто должен самоликвидироваться? Ведь по законопроекту, в течение года все аптеки и аптечные сети должны быть приведены в соответствие нормам законодательства. С кого начать – непонятно, законодатели об этом не пишут.

Такие безосновательные барьеры приведут к массовому закрытию аптек, сокращению сотрудников и серьезному ограничению доступности для населения. Тут нужно учитывать, что аптека не может открыться в любом месте – необходимо помещение, отвечающее лицензионным условиям. И если таких помещений нет, то аптеку могут открыть и намного дальше, чем 500 метров.

Следующий вопрос – как отмерять это расстояние? Какому госоргану или хозяйственному субъекту поручат это делать? Кто будет решать. Какую аптеку оставить, а какую нужно закрыть? И учитывая особенности нашей страны, какова коррупционная составляющая тут заложена?

– Кто заинтересован в принятии этого законопроекта?

– Мы считаем, что депутаты заангажированы некоторыми участниками фармрынка, которым мешает развитие аптечных сетей.

– Авторы документа наибольшую проблему видят в маркетинговых договорах.

Такой вид деятельности не запрещен, и сегодня маркетинговые договоры работают абсолютно во всех сферах розничного ритейла – в супермаркетах, в кафе и т.д.

В законопроекте ни слова не говорится, как обеспечить экономическую конкуренцию, кроме того, как раздробить и уничтожить аптечные сети, а также каким образом защитить права пациентов. Аптек станет меньше, лекарства станут менее доступны, и как раз вырастет монополизм, которого сейчас нет.

– Ирина Сысоенко, инициатор законопроекта, утверждает, что аптечные сети з свои услуги требуют от дистрибьюторов и производителей 40-60% по маркетинговым договорам.

– Реально доля маркенговых договоров в цене лекарства составляет 3-5% оборота аптек. Сегодня никто не рассказывает, как формируется цена на лекарственные средства и кто имеет на это влияние. Я могу с уверенностью сказать, что сегодня самое большое влияние на формирование цены лекарств в Украине имеет производитель – вне зависимости от того, попадают они в аптеки или в лечебные учреждения. Все остальные звенья – и дистрибьютор, и аптеки – чрезвычайно зарегулированы, по ним четко определена государственная наценка в размере 10%, 15% или 20%. И понятно, от той цены, которую поставит производитель в аптеку, она уже будет формировать свою наценку, розничную цену, добавляя свою розничную наценку.

Более того, в маркетинговых соглашениях в первую очередь заинтересованы производители, потому что они хотят максимально реализовать свой товар. Производители как заключали маркетинговые договоры, та и дальше будут их заключать, просто уже с другими субъектами рынка.

Ціна таблетки. Як знизити ціни на ліки і не розвалити ринок? 02

– От чего же в основном зависит цена лекарства в аптеке?

– Если мы сегодня посмотрим по программе “Доступные лекарства”, которая в Украине уже действует полтора года, то на этом примере мы можем увидеть, что производители, которые хотели участвовать в этой программе, снизили свои цены от 5% до 70%! И тут как раз хорошо видно, что наибольшее влияние на цену имеет сегодня производитель. Никто об этом не говорит, и все кивают на аптеки.

Есть еще такая статья расходов производителей, как реклама. В 2017 году производители лекарственных средств потратили на рекламу в СМИ больше $600 млн. И никто не говорит, что при розничной стоимости нашего рынка в 2017 году в Украине лекарственных средств было продано на $2,6 млрд. То есть, с каждой гривни было потрачено около 25 копеек на рекламу.

Производители сознательно, за счет того, что продвигают через рекламу свои лекарственные средства, заложили себе увеличение цены в 25% на каждую упаковку своего лекарственного средства. Почему с этим никто не борется?

– А у вас есть предложения, как сделать лекарства дешевле?

– Учитывая позитивный опыт программы “Доступные лекарства”, мы предлагаем ввести референтное ценообразование на Национальный перечень лекарственных средств, который сегодня включает в себя 427 международных непатентованых названий, или более 5 тыс. торговых названий. Это перечень, который сегодня работает во многих странах мира, и на котором базируются все протоколы лечения, бюджетные программы. Введя референтное ценообразование, при котором будет четко определяться цена производителя, дистрибьютора и аптеки, (а последние уже отрегулированы размером, соответственно, 10% и 25%), то мы, действительно, сможем удешевить 30% нашей аптечной корзины.

И это будет реальное улучшение, а не тот рейдерский захват аптечного бизнеса, который предлагают законодатели.

– Как аптека может заставить производителя, например, иностранного, продавать свой товар по определенной цене?

– Тут есть целый механизм. Можно выставить условия реализации товара в наше стране – например, обязательным пунктом указать декларирование цены. Поэтому я и привел в пример программу “Доступные лекарства”. Там впервые в Украине была внедрена практика референтного ценообразования. Что это такое? Это когда берется цена на аналогичные лекарственные средства в ближайших пяти странах, и определяется средняя цена. Если высчитали, к примеру, что референтная цена 1 грн, то производитель не может поставлять в нашу страну препарат по более высокой цене. Все это можно сделать – главное, чтобы наши власти этого захотели.

И второе, сейчас АМКУ дал рекомендации МОЗ, чтобы разработать правила промоуции – и это выход из положения. Это должны быть правила для всего фармрынка, по которым будут работать и производители, и дистрибьюторы, и аптеки. Данный же законопроект направлен только на розничную сеть, то есть, для конечного потребителя ситуация никак не улучшится. Изменятся только субъекты, с которыми будут работать все те же производители и дистрибьюторы.

* * *

Итогом встречи с журналистами стало оглашение декларации, подписанной всеми участниками пресс-конференции. В ней говорится, что с 1 января 2019 года их аптеки отказываются от подписания любых маркетинговых договоров и получения любых доходов по этим договорам от производителей. Декларация открыта для подписания всеми участниками аптечного рынка. Что ж, мяч на стороне законодателей и МОЗ, посмотрим, готовы ли они нанести решающий удар по ценам на лекарства, не нарушая Конституцию и не посягая на экономические свободы.

Татьяна Галковская, “Цензор.НЕТ”

Джерело: https://ua.censor.net.ua/r3095257